Домой Общество Москвичи увлеклись косплеем и стимпанком вместе с детьми

Москвичи увлеклись косплеем и стимпанком вместе с детьми

120
0

Примерив сарафан и порты, москвичи потянулись на Север Поделиться

Как оторвать ребенка от компьютера, как побудить учиться и проводить время в кругу семьи? Над этим вопросом, когда-то разрешавшимся гораздо легче, сейчас бьются многие родители. Между тем некоторые семьи поделились с «МК» своими ноу-хау: как перевести виртуальные увлечения в реальную плоскость. Они нашли мостик взаимопонимания, разделив с детьми их увлечения.

В частности такие, как косплей и стимпанк. По сути это разные варианты маскарада, самодеятельного костюмированного шоу с элементами перевоплощения.

Москвичи увлеклись косплеем и стимпанком вместе с детьми

Некоторые предпочитают российские этнические костюмы.

Косплей вместе с дочерью

— Как «что меня побудило заняться косплеем»? — удивляется нашему первому вопросу программист Иван Березин, которого в косплей втянула 12-летняя дочь Анастасия. — Побудила любовь к дочери, что же еще… Я понял, что Настя искренне увлечена всеми этими героями и их образами, поначалу только на экране гаджетов. И что это хорошая возможность для нас не только обсудить вместе героев компьютерных игр и роликов, от которых она, как и многие дети, почти не отлипает, но и сделать что-то вместе своими руками. Вначале мы костюмы эти обсуждаем, потом рисуем, потом она даже иногда их лепит из мягкой глины или из пластилина. Делаем вместе всякую бутафорию. А затем уже наступает время шоу.

— Года два-три назад я этим сама увлеклась, — встревает Настя. — Я увидела ролики про эти костюмы. Увидела некоторых людей в них. Потом дома я решила переодеться в какого-то персонажа. Так-то все нашла сама для костюма, но одну вещь папа помог найти. Шлем такой. Это был персонаж из компьютерной игры Among Us. Там были разные человечки-«амонги», различались по цветам. У меня был черный… Шлем мы с папой сами сделали.

— Да, помню я этот шлем, — включается в разговор мама София. — Мне же вначале ничего не сказали, шушукались между собой. Потом Настя выбежала в этой штуке на голове, в черном костюме. Я ничего не поняла и подумала: зачем им шлем сварщика дома нужен? Муж его сделал из картонной коробки и покрасил в черный цвет баллончиком. Полдня на балконе краской воняло. Потом ребенок, насколько помню, увлекся другим персонажем — ниндзя. И только потом они мне рассказали, что это все называется косплей.

Для несведущих поясним: косплей — это костюмированная игра (costume play). От старого доброго маскарада ее отличает лишь то, что переодевание происходит не в любых персонажей, а в героев компьютерных игр, фильмов или книг, комиксов, аниме и манги. Мода на косплей зародилась на гребне интереса к фэнтези и научной фантастике в Европе: «Монстры, мутанты, ученые, космонавты, пришельцы и прочие твари сегодня правят бал». Но особенного расцвета направление достигло в Японии, отсюда обилие анимешных костюмов и персонажей.

В Россию мода на косплей докатилась в начале «нулевых». Несколько фестивалей, где любители таких «переодевалок» собираются вместе, проходит в одной только Москве (а еще переодеванием и копированием костюмов охвачены Питер, Казань, Краснодар, Воронеж и др.). В районе Марьиной Рощи, например, где традиционно проходит фестиваль, никто не удивляется, увидев на мосту через Яузу монстра с зеленым хвостом, стайку японских школьниц, или сегуна в полном военном облачении, или кого-то вроде Халка, Дайнерис Тайгариен, леди Баг и Лилу из «Пятого элемента». А теперь на фестивали косплееров многие приходят семьями, вместе с детьми. На других посмотреть, себя показать. Но главное — провести время вместе. Шлем Настя делала своими руками.

Боевой шрам ниндзя

С одним из таких переодеваний — в ниндзя Наруто, в плаще которого Настя разгуливает иногда до сих пор, — связан один неприятный эпизод. Для полноты образа черного ниндзя из Китая была заказана налобная повязка с железной бляхой с иероглифом. 10-летней Насте пришло в голову напялить ее себе на ногу. Ребенок упал и получил серьезный порез — край железки оказался не обработан. Пришлось в больнице швы накладывать. Но любви к косплею эта история не охладила.

— Прошло еще много лет, и я начала думать о том, чтобы пойти в костюме на какой-то парад. Папа тоже хотел. Выбрали костюм монашки Таки (компьютерная игра Fridy night funkin). Папа купил билеты, и мы пошли, — продолжает Настя.

В первый свой поход на косплей папа Иван ходил без костюма, как сопровождающее лицо. На втором все-таки не удержался и сделал себе тоже персонажа — переоделся в Зуса, глуповатого и неопрятного героя из мультика «Гравити Фоллз».

— В первый раз он тоже готовил костюм, собирался одеться пиратом, но что-то там не задалось, — «сдает» мужа София. — Только одна пиратская футболка от этого образа и осталась. А почему вторым такого неприятного персонажа, как Зуса, выбрал, не могу вам сказать.

— Потому что он толстый, — поясняет Иван. — Когда в 50 лет ходишь на косплей, немного иронии необходимо.

Иван рассказывает, что не пропустил у Насти начало этого увлечения, потому что у нее еще с детства была «страсть к переодеванию».

— Это правда, — подтверждает мама София. — Помню, ей было еще года 3 или 4. Февраль, стужа. Я застукала Настю за тем, что она пытается открыть входную дверь в таком костюме: сапожки, дутая жилетка и прозрачная многоярусная юбка — ей бабушка для какого-то номера в саду сшила. В руках корзинка. На мой недоуменный вопрос «куда это ты?» ребенок с ноткой удивления отвечал: «На пикник». Потом были еще многочисленные дефиле в «модных костюмах» из самых разных материалов, от штор до бабушкиной меховой шапки включительно. Потом были эксперименты с прическами, украшениями, макияжем… Иван с дочерью Настей.

Монахиня с пилой

Впрочем, наряжаются и устраивают «модные показы» очень многие дети. Но не всех это приводит на косплей-фестиваль.

— Я очень надеюсь, что косплей поможет ей раскрыться, — объясняет Иван. — Поможет ей раскрепоститься, стать менее зажатой. Может быть, в следующий раз она выступит там на сцене… То есть ее увлечение этим переодеванием мы рассматриваем как личностное развитие ребенка. Ведь не все же вот так наденут фантазийный костюм и выйдут в нем на публику. И еще по улице в таком виде пройдут. Настя приходит туда, видит своих единомышленников, которые так же странно одеваются, сценки какие-то разыгрывают. Может, со временем она с кем-то подружится там…

Пока что оба два выхода на косплей папы и дочки обратили на себя внимание, но сенсацией не стали. Все же для того, чтобы пройти по сцене, сыграть там тематический эпизод, станцевать или спеть под караоке, надо готовиться заранее. Там есть свои команды, звезды косплея местного розлива, которые на этом специализируются. Заказывают дорогие костюмы, аксессуары и прочая.

— Да, на сцене бывают сложные образы и костюмы явно промышленного производства, — говорит Иван. — Иногда такие, что в театральном цехе позавидуют. Наверное, есть и какие-то кружки, клубы, которые полупрофессионально этим занимаются. И свои интернет-знаменитости наверняка тоже есть.

— А у нас зато папа сам делает бутафорию, аксессуары, и как делает! — гордится София. — В его исполнении пила для монахини, сделанная из картонки, была прекрасна. Только не спрашивайте меня, зачем монашке пила. Но шлем, в котором в последний раз они на фестиваль пошли, — это вообще за гранью разумного. И возился муж с ним долго, месяц, наверное. Зато с платьем монахини не мудрили, заказали в карнавальных костюмах, недорого.

Шлем, который так поразил маму, — часть образа Торд из инди-мультика Eddsworld. Внешне больше всего напоминает кайзеровскую каску с затейливыми геральдическими символами на лбу. В основе и есть каска — оранжевая пластиковая, от игрушечного набора строителя. Пика представляет собой наконечник от карниза для штор и часть дверной ручки. Витой держатель для штор перекочевал в костюм и на каску в виде канта. В общем, «очумелые ручки», наше время.

— Следующий фестиваль будет зимой, — увлеченно рассказывает Настя. — Мама тоже теперь с нами собирается, представляете? Пойдем всей семьей! Сейчас вот костюмы выбираем.

— Я вижу, что с детьми туда многие приходят, — говорит Иван. — Взрослые часто без костюма, как сопровождающие, а дети в таких простеньких репликах каких-то персонажей. Просто посмотреть приходят. Мне кажется, именно в таком возрасте, лет в 7–14, косплей детям очень интересен. И это то время, когда их интересы могут разделить мама и папа.

На всех парах

Лариса Олейник и двое ее детей тоже переодеваются — они увлечены стимпанком. И уже не представляют себе праздников или долгих выходных без костюмной фотосессии возле какого-то старинного дома или фабричных развалин, паровоза и башенных часов. Хотя в этой истории все наоборот — мама заразила своим увлечением детей. Вначале Лариса влюбилась в этот стиль как дизайнер и принялась использовать стимпанк в оформлении интерьеров у заказчиков.

— Многим нравились все эти глобусы, часы с шестернями, окна-иллюминаторы как в подводной лодке «Наутилус», железные арки с переборками, чугунные детали… И даже стены, отделанные медью с патиной. Хотя люди и не понимали, что это стимпанк, не знали такого названия, — говорит Лариса. — Многие зато вспоминали виденные раньше фильмы, например, «Дикий-дикий Вест» или «Необычайные приключения Адель» Бессона, где этот стиль цитируется.

Стимпанк — менее раскрученное направление игр с костюмами, чем косплей. К музыке в стиле панк-рок не имеет отношения. В основе этих «переодевалок» в стимпанкеры лежит интерес к творчеству Жюля Верна, викторианской Англии и туманному Лондону конца XIX века, к такому направлению фантастики, как ретро-футуризм.

— Да, визуально стимпанк это такой интересный сплав механики, недаром в основе многих аксессуаров и вещей в этом стиле линзы, часы и шестеренки, а еще потертая кожа, металл, какие-то натуральные материалы, — говорит Лариса. — Одежда в стиле стимпанк тоже очень фактурна. Это опять же кожа, корсеты со шнуровкой, очки авиатора, известные как гогглы. И, конечно, пар, дым, туман. Ведь двигатели в XIX веке были паровые. И весь окружающий антураж, вся эта прекрасная «жюльверновская» механика: паровозы, фантазийные подводные лодки, воздушные шары…

Первым стимпанком вслед за мамой увлекся сын Арсений. «Кому-то странно, а мне нет, — комментирует мама. — Он у меня творческий человек, занимается в театральной студии, рисует. Арс «сломался», когда мама показала ему блог знаменитой стимпанк-семьи Хедвиг. Там, наверное, тысячи фотографий семьи, которая катается по миру и фоткается в стимпанк-костюмах и викторианском антураже.

— И через неделю мы с ним уже с костюмами в кофрах ехали в музей поездов, фотографироваться возле ретро-поезда, — говорит Лариса. — На всех парах, так сказать!

Олейники считают, что ни одна реальная историческая эпоха не обладает таким эффектным гардеробом, как нафантазированный стимпанк.

— Тут и самые разные корсеты, короткие кринолины или юбки с турнюрами, краги, кожаные пояса, портупеи, браслеты-манжеты со шнуровкой, — перечисляет Лариса. — У мужчин тоже очень нарядно: бриджи из ткани или из кожи, цилиндры, кожаные шляпы с очками-гогглами. А еще трости, револьверы, сюртуки, вся одежда с кожаными и металлическими вставками, механистичные детали костюмов. Не зря сын повелся, я считаю.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Видеосъемка интервью: преимущества, кому будет интересна

Мы — стимпанкеры

Арсению сейчас 15 лет, Лере 17. Она последней в творческой семье примкнула к увлечению костюмом и культурой стимпанк. Сложные костюмы и механика так и не нравятся, зато Лера интересуется ювелирным дизайном и думает заняться этим профессионально. И вот украшения в стиле стимпанк девушке приглянулись, она делает их самостоятельно. Широкие браслеты с «заходом» на пальцы, они называются слейв. Колье и гривны из причудливо переплетенных шестеренок, камней и часиков, часы-кулоны и даже кольца с шестеренками. Делает для себя, для мамы, дарит подругам. Многие и не догадываются, что это какой-то отдельный стиль.

— Мне женские костюмы стимпанк не очень нравятся, — говорит Лера. — Все эти утяжки, кружавчики, глубокие вырезы, чулки в сеточку и прочее. Поэтому я долго не хотела участвовать. Сходила на несколько вечеринок, посмотрела, не зашло мне. То, что в клубе видела, мне не понравилось. Как-то, по-моему, люди больше стремятся не проникнуть в стиль, а показать себя.

Сейчас, когда семейство выдвигается куда-то на фотосессию или просто запечатлевает себя в костюмах в саду — Олейники живут в частном доме, — Лера надевает женский костюм с бриджами или простое белое платье. Зато аксессуары причудливые, сплошь авторской работы. Лера ведет канал и выставляет иногда там эти фото. И все подписчики считают, что у нее очень клевая мама и вообще интересная семья.

— Да, мы не ходим на встречи, тематические вечеринки-стимпанк, — говорит Лариса. — Они все-таки носят вечерний, клубный характер и не подходят для моих детей. И, наверное, пока нам хватает компании друг друга. Мы — стимпанкеры сами для себя, для своей семьи. Хотя на фестиваль мы бы поехали. Но пока в нашей стране стимпанк не очень популярен, про такие фестивали я не слышала. Все общение, можно сказать, носит местечковый характер. Знаменитая семья стимпанкеров Хедвиг.

Большие поморы

На фоне косплея с преобладанием японского аниме или «парового» стимпанка с его викторианским происхождением увлечение семьи Андреевых из Москвы выглядит экстравагантно. Дело в том, что мама, папа и двое детей среднего школьного возраста увлеклись… традиционным русским костюмом. Начали с костюма, переключились на культуру русского Поморья, в Архангельск на каникулы собираются.

— Да, вот так, в свое национальное переодеваемся, — говорит мама Надежда. — А все началось с того, что мы поехали на интерактивную программу с погружением, так сказать. Там всех — и детей, и взрослых — сначала переодевали, затем уже все рассказывали-показывали. И вещи были близкие к аутентичным. Рубашки, сарафаны сшиты по всем правилам и из льна и всего такого натурального — это ведущая подчеркнула. Мне мои мужчины говорят: в рубашке-то как удобно! И я тоже отметила для себя какую-то продуманность, что ли, русского сарафана. Не жмет, не трет, все свободно. Но и стройнит вдобавок.

Дети Андреевых, Саша и Илья, были тогда дошкольниками и часто ездили на разные сказочные и прочие представления. Вскоре после «печи» Андреевым попалась на глаза программа, связанная с избой и русским бытом. И как-то само собой появилось желание приехать туда уже наряженными в соответственные костюмы.

— И знаете, мы столкнулись с тем, что купить-то русский национальный костюм негде, — рассказывает Надежда. — Стали спрашивать, так знакомые тоже «порадовали», можно сказать. Одни говорят: да там такая дерюга грубая, лохмотья, вы же в таком ходить не будете. А другие: вот мы в музее слышали, что женский головной убор мог стоить как машина сейчас, очень дорого. И сарафаны были с шитьем, и рубахи шелковые чуть не с позументом. Вы такое не найдете.

В общем, стали Андреевы изучать историческое наследие в части костюма. И выбрали себе для подражания северный народный костюм из Архангельской губернии. Во-первых, понравился. Во-вторых, у отца семейства, Павла, есть корни оттуда. Но в 1920-х семью деда раскулачили, и Андреевы совершили путь, аналогичный Ломоносову. От реки Пинеги к реке Москве…

— Очень нарядным был даже повседневный костюм у поморок, — говорит Надежда. — О выходном костюме я пока только мечтаю. Он и правда богат: вышитая золотом кичка, часто с речным жемчугом и камнями, золотошвейная верхняя рубашка. Да и сарафан у парадного костюма другой, конечно, должен быть. Поэтому пока у меня повседневный комплект собран. Выбрала себе красный вариант, именно архангельский, с клеткой и красными такими «погончиками» на плечах рубашки. И повойник в цвет. Повойник — это была такая смесь платка и шапочки у них, очень удобная. У мужа длинная такая рубаха с поясом и с вышивкой, у мальчиков рубахи покороче. Порты темные. С обувью пока заморачиваться не стали, ходим в своем.

Все костюмы Андреевы сшили сами. Даже вышивку сделали. Правда, красный орнамент вышит от руки крестиком только у папы — бабушка приняла участие в процессе создания образа поморского крестьянина. Остальным купили уже вышитую тесьму в магазине рукоделия.

Мы не реконструкторы, — подчеркивает Надежда. — Те воссоздают все подлинные детали костюма. Включая обувь и белье, головные уборы и даже пуговицы. Кстати, последнее большой дефицит. А мы и ткань взяли смесовую, современную, хлопок-лен. И нитки современные у нас. Никаких туесов своими руками не плетем, лаптей или сапог «из старого времени» у нас нет. Просто вот захотелось ощутить себя в этой одежде, и желание такое исполнилось. Дети в школу ходили в этих костюмах, когда им задавали прийти так на праздник или тематический урок. Все были рады. А дальше…

Рарог и «наши»

Пока семья перелопачивала гору информации по русскому костюму, узнали много нового. Про те же узоры на вышивке, что там, оказывается, не просто петухи и звезды изображены. Каждый знак раньше был оберегом, каждый символ что-то значил. Петух не петух, а птица Рарог, всех птиц матерь. Именно она своим утренним криком отгоняет нечисть. Ромбы, которые часто можно видеть на одежде и утвари, — символ поля. Если в центре ромба точка или звездочка — это зернышко, поле засеяно, символ урожая. Детям так понравилось «отгадывать» узоры, что никаких пазлов не надо.

— А вот там такая штука вроде куста вышита, с цветами иногда бывает, — так это Мировое Древо, — говорит 11-летний Саша. — Фигурка женщины — это богиня Макошь. А еще косые кресты такие бывают. Но это не то, не надо пугаться — это просто солнце, солнечный символ. Конечно, и просто рисунки изображали — коники, например… Но это уже на более поздних изделиях, не раньше XIX века, — авторитетно подводит итог Саша.

Коломна, Переславль, Суздаль — по таким городам теперь часто пролегают маршруты путешествий семьи Андреевых. И там они часто заходят в музеи. В одном из них из-за их увлечения русским костюмом даже случился казус.

— Там такая система: по мере продвижения людей включается свет над экспонатами, а раньше их не видно, — рассказывает Надежда. — Идем, смотрим, вдруг витрина включается как раз с поморским костюмом. Илья, ему 7 лет еще было, как завопит: «Мама, смотри, там наши! Смотри, твое платье лежит!». Все вокруг на нас так странно посмотрели…

Еще Андреевы завели себе традицию на разные этнические фестивали и праздники прибывать в костюмах. А что, подобное к подобному. Это тоже иногда вызывает недоумение и различные вопросы организаторов.

— Были мы в Музее деревянного зодчества на празднике Пасхи, зашли в лавку какую-то, а нам кричат: «Эй, артисты! Вы в другом месте переодеваетесь!» — смеется Надежда. — В других местах тоже нас из-за внешнего вида принимают то за аниматоров, то за организаторов или артистов. Но мы не обижаемся — понимаем, что мы своими костюмами кого-то с толку, наверное, сбиваем.

Кстати, после того «деревянного» фестиваля у семьи появилось и еще одно совместное русское увлечение — лубок. Теперь во многих туристических городках продают оттиски самых известных лубков в отделе сувениров. Дети купили себе и повесили в комнате лубок «Похороны кота» («Мыши кота погребают»). «А вообще, лубок это же мем, мемасик, когда компьютеров еще не было», — объясняет Саша.

Папе понравился лубок-дразнилка «Шальные блаженные дураки». Мама Надежда лубок еще не купила, зато мечтает о настоящей расписной прялке («прялки есть очень красивые, особенно северные»). А вообще, семья теперь всерьез увлечена Русским Севером.

— Я пересмотрела фильм «Россия молодая», еще больше заинтересовала культура поморов, — говорит Надежда. — Собираемся туда съездить следующим летом: Архангельск, Холмогоры, Соловки… Да, есть мечта купить реплику прялки или еще какого-то расписного предмета быта, они у северян были самыми красивыми, нарядными.

А пока Андреевы ограничились тем, что у себя на даче устроили поставец. Это такой шкафчик, полочки с глиняными кринками, ложками расписными, жостовскими подносами и т.д. Соседи приходят, говорят: как красиво! Друзья несут новоявленным этнографам матрешек, ложки, рушники, подносы, плетеные вазочки времен СССР.

— Но попадаются и интересные вещи иногда, — говорит Надежда. — Ложки недавно нам принесли старые, дореволюционного периода. Чайницу из старого Федоскина. Мы теперь в этом разбираемся. И детям хорошо. Если им по истории, МХК или ОДКНР задают что-то по русской культуре — проблем нет. Все у нас под рукой.

— Если говорить просто о маскараде, лицедействе и тяге к переодеванию, это очень старая игра, — комментирует системный и семейный психолог Марьяна Разумовская. — И жива она до сих пор недаром, хоть со времен римских сатурналий или средневековых мистерий прошло немало лет. Потому что маскарад — не просто возможность вырваться за пределы привычного, рутинного времяпрепровождения, и даже не просто игра в образы. Хотя, конечно, игровое поведение свойственно и взрослым.

Карнавал, маскарад, как бы это ни называлось, дает человеку возможность расширить рамки личностного восприятия, самосознания. Особенно детям, чье сознание еще формируется. Поэтому лицедейство, игра в переодевание — это замечательно, если все в рамках приличия. Это не менее интересно, чем компьютер, хорошая возможность отвлечься от него. Понять, что и в реальном мире есть вещи не менее интересные, чем в виртуальном. Родители знают, как непросто сейчас выдержать эту конкуренцию.

В данных историях главное то, что переодевание это — занятие семейное. Игра не ради самой игры, а чтобы сблизиться и даже помочь детям развиваться. Вот там папа говорит: приобщение к косплею помогает девочке раскрыть ее личность. Здесь мы видим взаимопомощную связь ребенок–родитель, совершенно небанальную родительскую поддержку. А в истории с русским костюмом — это же как раз тот патриотизм, о котором много говорят. Пошли от костюма — заинтересовались историей Русского Севера. Хорошая иллюстрация того, как индивидуальное сознание перетекает в общественное без принуждения, по естественным причинам.