Министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил о завершающем этапе по составлению единого школьного расписания Поделиться
В Минпросвещения анонсировали введение единого школьного расписания по всей стране. Его появление станет краеугольным камнем в снижении учебной нагрузки на ученика и в целом на школу. Еще одна новость — упразднение муниципальных и других видов проверочных работ и диагностик: доля контрольных не должна превышать 10% от всего учебного времени. Единое расписание должно подвести итог под оптимизацией школьной нагрузки, его планируется ввести с 1 сентября 2026 года. Каким оно станет, попытался выяснить «МК».
тестовый баннер под заглавное изображение
О завершающем этапе по составлению единого школьного расписания сообщил накануне министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Сейчас проект утрясают с Роспотребнадзором. Затем новшество, как положено, ждет экспертная и правовая оценка, общественное обсуждение. Главное, что подчеркивают в ведомстве, — с привязкой к расписанию поменяются и рабочие программы по предметам, будет введено единое планирование по каждой из школьных дисциплин.
«Ключевая задача единого расписания — соответствие СанПиН, минимизация перегрузки, учет биоритмов учащихся, равномерное распределение учебной нагрузки в течение недели», — уточняют в министерстве.
Обновленные санитарные требования к домашке уже опубликованы. Они мало чем отличаются от прежних: час-полтора на выполнение уроков в начальной школе, 2–2,5 часа в средней, в 9–11-х классах — не более 3,5 часа. Добавили время общения с гаджетами: 20–35 минут. Что, с учетом цифровых домашек, интенсивной подготовки к Всероссийским проверочным работам, предэкзаменационным занятиям — перед ОГЭ или ЕГЭ (не говоря уже об олимпиадах), далековато от реальности.
Дети перегружены: об этом говорят и в Госдуме, где думский спикер Вячеслав Володин даже проводил специальный родительский опрос среди своих подписчиков. Врачи, педагоги-теоретики и психологи тоже считают, что учебу надо оптимизировать, уроки — чередовать.
О важности учета биоритмов при составлении расписания, о перераспределении предметной нагрузки не раз высказывался академик РАО (Российская академия образования), бывший Главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. Мол, контрольные надо ставить в первой половине дня, когда мозг у ребенка наиболее активен. И лучше их делать во вторник или в среду, потому что — наукой доказано — есть еще и недельные биоритмы. Худшие дни для контрольных, диагностик, экзаменов и даже изучения новых тем в математике, физике и других сложных предметах — понедельник и пятница.
Но и «учить других — тяжелый труд». Верстка школьного расписания — настоящее искусство в исполнении заведующего учебной частью, который должен принимать во внимание много факторов. Не только учебную нагрузку, которую в школах стараются чередовать. Но и пожелания, личные обстоятельства, «часы» учителей. Педагоги тоже болеют, уходят в декреты или в отгулы. Ситуация осложнена кадровым перекосом между регионами (в столицах много учителей, в провинции недостаточно, в селах так мало, что приходится идти на совместительство).
— Конечно, речь не идет о том, что будет какое-то одно расписание с одинаковым количеством и порядком уроков по всей стране, на все дни недели, — объясняет «МК» завуч начальной школы из Москвы Лидия Леонидовна. — В министерстве ведь уточняют: расписание будет разработано для каждого варианта федерального учебного плана. И этих планов только в начальной школе 5, а еще в средней, старшей школе есть несколько вариантов.
В каждом из учебных планов есть обязательная часть и вариативная, которую составляет сама школа. Вторая, с участием образовательных организаций, с учетом направлений обучения и профильных классов, модульности предметов. Учебные модули, которые можно варьировать, есть в таких предметах, как ОБЗР, ОДКНР, труд, физическая культура и др.
В этой же второй части плана прописывают предметы с углубленным изучением, дополнительные предметы и внешкольную нагрузку. Такие дисциплины, как МХК (искусствоведение), — в гуманитарных классах. Или: финансовая грамотность, программирование, экономика, риторика, то же семьеведение, робототехника, спортивное наполнение или кружок «Музейное дело». Это все останется: речь об унификации, а не об уравниловке.
Так что получается, говоря о едином федеральном расписании, в министерстве имеют в виду оптимизацию в составлении учебной программы, распределении нагрузки на всех участников процесса обучения. Возможно, будет какое-то усиление контроля за соблюдением действующих в законе норм и санитарных правил. Но единое в полном смысле расписание во всех школах — такое попросту невозможно.