Почему так важно говорить с современными подростками о драматических событиях прошлого Поделиться
О трагедии еврейского народа написано много, очень много — тысячи книг. Казалось бы, все уже сказано, но у меня особая оптика. Я гляжу на холокост глазами педагога. Отсюда название целой серии видеороликов, которую я сделал и запустил в Интернет. Почему видеороликов? Потому что они адресованы прежде всего молодым людям, а молодое поколение сегодня визуализировано.
Ролики эти свободно поплыли во Всемирной сети. Я получил, как и положено, лайки и дизлайки. Судя по отзывам, выкристаллизовались две крайние точки зрения. Одни зрители писали о том, что это опять про евреев, как будто одни евреи погибали в войну. Погибло много советских граждан десятков национальностей, да и не только советских. В других странах уничтожены были поляки, цыгане и многие-многие… Другая группа зрителей возмутилась, почему в роликах речь идет о ксенофобии вообще и так мало внимания уделяется евреям.
Геббельс, который был изощренным манипулятором, в своих дневниках прямо пишет: «Евреи — это псевдоним любого врага». Этот вопрос в своей книге «Козел отпущения» подробно освещает Рене Жерар. Нужно, чтобы та категория, которая будет подвергаться уничтожению, геноциду, чем-то выделялась. Внешностью, например, или верованиями. Это одна сторона вопроса. А с другой стороны, они должны быть как бы своими. Узнаваемыми, рядом живущими. Потому что трудно себе представить антисемитизм, условно говоря, в Центральной Африке, где никто никогда не видел ни одного живого еврея.
И в этом смысле немецкие и польские евреи представляли очень удобный «псевдоним» любого врага. А ведь большинство из них фактически натурализовалось, приняло христианство. Многие считали себя полноценными немцами и, кстати, внесли огромный вклад в немецкую культуру. И здесь, должен сказать, вопрос не в антисемитизме отдельных людей.
Гитлер жил в Вене, где было очень много евреев. И, кстати говоря, когда он там бедствовал и не мог поступить в академию живописи, жил на квартире у евреев. И они ему помогали торговать его акварелями. Но он очень быстро понял, что в той ситуации, которая возникает, чтобы сплотить вокруг своих идей немецкое население, эта карта, прямо скажем, решающая. Он сознательно обращался к низменным, адским механизмам человеческой души.
Ну вот в школе буллинг существует, мы все это знаем. Для того чтобы сплотить незрелый класс подростков, или банду, или тоталитарное государство, надо ответить на вопрос, а против кого мы дружим.
На роль врага подходили и другие категории граждан. В гитлеровских концлагерях евреи носили желтые звезды, коммунисты — красные треугольники, «свидетели Иеговы» — фиолетовые треугольники, а лица нетрадиционной ориентации — розовые. Мрачная шутка тех времен: «Розовый треугольник — брат желтой звезды». Врагом стали и инвалиды, потому что для «чистоты нации» нужно было организовать принудительную стерилизацию лиц, у которых были психические заболевания. Педагогический урок в том, что здесь манипуляторы используют темную сторону души, которая есть у каждого человека. Поэтому легко себе представить, скажем, еврея-гомофоба или христианина-антисемита…
И только подлинный интеллигент, осознающий опасность любого тоталитарного режима, выступает носителем универсальных моральных ценностей. Он не даст себе заморочить голову кровавыми мифами — не важно, национальными или социальными.
Гитлер хотел построить земной рай для немцев — тысячелетний рейх, Сталин — социальный рай для всего мира. И то, и другое кончилось трагедиями — холокостом и ГУЛАГом соответственно.
Еще один очень важный урок здесь заключается в том, что фашизм никуда не исчез, он всегда дремлет. Это вечная проблема, она будет существовать и в будущем.
Вот что пишет Ури Авнери, израильский публицист: «В каждом обществе, в любое время существует бацилла фашизма. Нормальная функционирующая нация может держать эту группу под контролем.
Но потом что-то происходит. Экономическая катастрофа, повергающая многих в отчаяние. Национальное несчастье, поражение в войне. Внезапно презираемая группа становится значимой. Раньше она была на обочине. Она мгновенно инфицирует политиков, армию, полицию. Нация сходит с ума. Бесконечные парады, выступления, речи, песнопения, униформы, знамена — это все проникающие истерии. Фашизм — это в первую очередь политическая техника, механизм захвата и использования власти.
При отказе от демократии, либерализма, гуманизма культ силы, культ мистического коллективного «я», перед которым личность должна поклониться, вера во всемогущество вождя становятся всем. Расовые теории Гитлера и его антисемитизм идеально отвечают его вере в собственное предназначение, в настрой всей страны».
И, наконец, третий урок. О нем сказал Андре Глусман, представитель «новой философии» во Франции: «Проблема Гитлера не в том, что он совершил, а в том, что ему позволили совершить это. Надо иметь мужество сказать себе: Гитлер — это я».
Зараза антисемитизма проникает в души людей, казалось бы, вполне культурных. Это одной из первых поняла Агата Кристи, которую все знают по ее легендарным детективам. Но мало кто удосужился посмотреть ее дневники, где она пишет об антисемитизме.
«В Багдаде нас пригласили на чай к доктору Гордону. Он слыл неплохим пианистом и играл в тот день Бетховена. У него была красивая голова, и, глядя на него, я подумала: какой замечательный человек, всегда любезен и тактичен. Но вот кто-то невзначай упомянул о евреях. Доктор Гордон изменился в лице, причем изменился поразительно. Я никогда не видела такого жесткого выражения. «Вы не понимаете, — сказал он. — Возможно, у вас евреи не такие, как у нас. Они опасны. Их следует истребить. Ничто другое не поможет». Я уставилась на него, не веря своим ушам. Но он имел в виду именно то, что сказал. Тогда я впервые столкнулась с ужасом, который позднее пришел из Германии».
Диагноз ясен, но одного диагноза мало.
Митрополит Антоний Сурожский, который был активным офицером сопротивления во Франции, а потом стал православным митрополитом в Англии, пишет о том, что плакаться недостаточно, признать вину недостаточно, нужно править свой путь.
А как? Никогда не уставать. Не бояться каждый раз начинать все сначала. Ведь в жизнь вступают новые поколения, не имеющие нашего трагического опыта.
В этом ключе миф о Сизифе не представляется мне пессимистическим. Камень скатывается, а мы должны напрягаться и опять катить его в гору.
Эту мысль я постарался выразить в поэтической форме. Сделано это было для видеоролика, где музыку к тексту написал композитор С.Коренблит.
Тяжелый камень влачит Сизиф,
И вечен Сизифов труд.
Уж Тартара высь взята — в обрыв
Проложен труду маршрут.
Где дикость, варварство и вранье —
Там тьма и притон иуд.
И громко каркает воронье:
«Сизиф, твой напрасен труд!».
Все призван сызнова начинать
Сизиф — такова судьба;
И права нет от ноши устать —
С проклятьем идет борьба.
Вновь жилы вспухли,
в коленях дрожь,
Но тащишь свой камень ввысь!
Крепись и только усилья множь!
Коль взялся за гуж — держись!
Ты бросил вызов самим богам? —
Любой победи-ка рок!
На этом камне науки храм
Воздвигнут, работай впрок.
Тяжелый камень влачит Сизиф,
И вечен Сизифов труд.
Хоть чуден этот античный миф,
Но труден его маршрут.