«Экипаж был жив еще более полутора месяцев после вынужденной посадки» Поделиться
85 лет назад произошло событие, которое готовили, как один из триумфов СССР, а вместо этого все кончилось загадочной трагедией. 12 августа 1937 года с подмосковного аэродрома поднялся самолет знаменитого летчика Леваневского, чтобы через Северный Полюс достичь Америки, однако на следующий день крылатый гигант исчез где-то в Арктике. Эта тайна до сих пор не раскрыта. Хотя появились надежды на то, что такое белое пятно в отечественной истории удастся, наконец, стереть.
«Найти Леваневского!» Оказывается, лозунг не теряет своей актуальности даже сейчас, когда с момента трагедии прошло уже без малого сто лет.
О возможных вариантах разгадки одной из самых главных тайн ХХ века удалось узнать, побывав на мемориальной церемонии, которая прошла по случаю очередной годовщины неудавшегося трансарктического перелета у единственного памятника, посвященного его участникам – экипажу под командой Сигизмунда Леваневского.
Этот монумент был открыт в 2007 году на территории Центра им. М.В. Хруничева по инициативе его сотрудников. Дело в том, что нынешний флагман отечественной космической отрасли является «родителем» самолета, на котором в августе 1937-го была предпринята попытка долететь до американского континента.
Тогда, в 1930-е гг., на территории в Филях, которую сейчас занимают «хруничевцы», находился авиационный завод №22. Именно в его цехах был собран огромный четырехмоторный самолет ДБА.
К памятнику пропавшим в Арктике летчикам просто так подойти невозможно: вокруг закрытая, режимная зона. Лишь раз в году – в памятный день 12 августа, здесь собираются «допущенные извне» — те, кому давняя история трагического полета близка: историки, исследователи-поисковики, потомки членов экипажа… Вот и на сей раз среди пришедших к мемориалу были родные радиста Николая Галковского и второго пилота Николая Кастанаева, правнучка штурмана Виктора Левченко.
Корреспондент «МК» оказался в числе немногих приглашенных на нынешнюю мемориальную церемонию по случаю очередной годовщины перелета. Удалось поговорить с двумя энтузиастами, которые уже на протяжении немалого времени бьются над разгадкой «тайны Леваневского».
Один из моих собеседников — член Русского географического общества, автор книги-исследования о полете самолета ДБА режиссер-кинодокументалист Юрий Сальников.
— Этот перелет через полюс был третьим по счету, – напомнил Юрий Петрович. – До Леваневского летом 1937-го по «арктическому воздушному мосту» в Соединенные Штаты уже успешно долетели на туполевских одномоторных самолетах АНТ-25 экипажи Чкалова и Громова. Они опередили Леваневского, который являлся фактически инициатором такого рейда через «макушку» Земли.
Однако честолюбивый летчик, один из семерки первых Героев Советского Союза, в сложившейся ситуации захотел отметиться собственным достижением. Перед стартом его громадного самолета с обозначением «Н-209» на крыле было объявлено, что осуществляется первый пробный рейс по самой короткой межконтинентальной трассе: Москва – Северный Полюс – Фэрбенкс (Аляска), протяженностью 6650 км…
Предполагалось, что этот опыт поможет в дальнейшем организовать регулярные коммерческие рейсы по перевозке пассажиров и грузов между двумя странами. К слову сказать, на борт самого «Н-209» доставили довольно внушительный груз (в отличие от самолетов Чкалова и Громова, экипажи которых, собираясь установить рекорд дальности беспосадочного полета, экономили в том числе даже на количестве взятого на борт аварийного запаса). В основном это была упакованная в прорезиненные мешки пушнина, а также русские сувениры – деревянная расписная посуда. Кроме того, как утверждают некоторые исследователи, в грузовом отсеке находилась партия золота, предназначенная для продажи в США, а также два бочонка икры — подарок руководителям Соединенных Штатов.
Увы, осуществить задуманное не удалось. Днем 13 августа, вскоре после того, как самолет Леваневского миновал Северный Полюс, в штабе перелета было получено аварийное радио с борта «Н-209»: отказал правый крайний мотор, самолет теряет высоту, усиливается обледенение… А вслед за тем пришла радиограмма, в которой были слова: «…предполагаем совершить посадку…» После этого четкая связь с ДБА оборвалась, еще несколько обрывочных фрагментов сообщений, отправленных, как полагают, экипажем Леваневского, были не понятны или неразборчивы.
Пропавший в Арктике самолет искали очень активно, — задействовали авиацию, корабли… Однако никаких результатов добиться не удалось, и через год правительство постановило прекратить поиски.
До сих пор исследователи не пришли к единому мнению, где же хотя бы приблизительно мог потерпеть аварию «Н-209». Разброс предполагаемых районов огромный – от советского арктического побережья до Аляски.
Свой взгляд на события 85-летеней давности высказал известный полярный путешественник Владимир Чуков, который также присутствовал на мемориальной церемонии.
— Несколько человек из нашей группы на протяжении последних лет занимаются изучением документов, имеющих отношение к полету «Н-209», — рассказал Владимир Семенович. – Мы пришли к выводу, что, вероятно, самолет Леваневского мог сесть возле острова Уорд-Хант в Канадском архипелаге.
В тех местах мне и моим товарищам довелось побывать во время очередной трансполярной лыжной экспедиции, когда мы шли по арктическим льдам в Канаду. Еще в ту пору, не имея отношения к поискам пропавшего экипажа, я для себя отметил это место: остров – огромная темная каменная пирамида, виден издалека и будто магнитом притягивает к себе внимание.
— Но почему именно Уорд-Хант? Есть ведь и другие острова. А, может, и вовсе самолет пришлось сажать на лед посреди океана…
— Мы тщательно изучили обрывочные фрагменты радиограмм, которые в 1937-м на протяжении еще полутора месяцев после исчезновения «Н-209» удавалось ловить в эфире радиолюбителям и радистам. В общей сложности было принято более полутора десятков таких «обрывков», состоявших из букв и цифр. Есть основания считать, что эти весточки посылал экипаж Леваневского, совершивший аварийную посадку самолета. Однако при проведении поисковых работ в 1937-1938 гг. эти радиограммы не учитывались, — полагали, что они не поддаются расшифровке. А ведь в некоторых принятых тогда кусках текста повторяется число «83». Предполагаю, что это часть координат места посадки: 83 градуса северной широты.
Если посмотреть на карту, то можно обнаружить, что на данной широте расположен чуть ли не единственный «пятачок» суши. Это остров Уорд-Хант. Там находится огромный шельфовый ледник, который вполне пригоден для аварийной посадки самолета, — его поверхность достаточно ровная.
Таким образом сделанные нами выводы в корне меняют представления о последнем этапе трагической истории «Н-209». Обрывочные радиограммы продолжали поступать в эфир вплоть до 30 сентября. То есть все это время по крайней мере часть экипажа Леваневского была жива. А их самолет сохранял работоспособность некоторых своих механизмов и агрегатов, — в том числе, мог действовать хоть один из бортовых моторов. Именно с его помощью удавалось обеспечивать электропитанием рацию (а тот факт, что она уцелела, служит лишним аргументом в пользу проведенной довольно успешно аварийной посадки). Мы консультировались со специалистами по выживанию, и они подтвердили: в подобных условиях экипаж самолета после аварийного приземления вполне мог, пользуясь имевшимися на борту запасами, — а ведь там была и пища (вплоть до «подарочной» икры), и теплые вещи (везли меха), и горючее в баках еще оставалось, — протянуть даже больше полутора месяцев.
Мне представляется такая картина этой арктической эпопеи. После вынужденной посадки на ледник летчики сумели оборудовать себе жилье в самолете. Они регулярно выходили в эфир, пытаясь сообщить о том, где следует их искать. Возможно кто-то из членов экипажа погиб при приземлении или был ранен, потом после долгих дней пребывания в столь суровых условиях летчики один за другим стали умирать. Однако вряд ли те, кто еще был жив, оставили тела своих товарищей на льду. Скорее всего трупы перетащили на расположенный рядом остров и похоронили там, соорудив каменные холмики над импровизированными могилами. Кроме того я почти уверен, что остававшиеся в живых члены экипажа, пока у них были силы, постарались соорудить на острове какие-то знаки, сигналы о своем присутствии здесь. Например, сложили традиционные у путешественников каменные туры, в которых заложены «капсулы» с записками – бутылки, фляжки, металлические коробки. Возможно, на Уорд-Ханте сохранились и иные признаки, предметы, подсказывающие, что здесь находились советские летчики. Впрочем, это лишь предположение, поскольку на этом острове никогда не проводилось целенаправленных поисковых работ.
— А самолет? Ведь огромный четырехмоторный ДБА очень заметная «метка»…
— Я уже говорил, что «Н-209» почти наверняка совершил посадку на лед. Там, на поверхности ледника он и оставался первое время. Однако потом естественные природные процессы привели к исчезновению самолета из вида. В летние месяцы под воздействием солнечных лучей, согревающих темную поверхность фюзеляжа и крыльев, ДБА стал постепенно погружаться в протаивающий под ним лед. И в конце концов ушел на дно. С таким эффектом неоднократно приходилось сталкиваться тем, кто живет и работает в Арктике. Так что если и сохранились вещественные свидетельства пребывания в тех местах экипажа Леваневского, то искать их надо на острове. Там же, скорее всего, и могилы некоторых из летчиков.
— Чтобы все окончательно прояснилось, чтобы поставить точку в затянувшейся уже на 85 лет истории, необходимо организовать экспедицию…
— Надеюсь, что она состоится, но не в ближайшее время. Сейчас я и мои товарищи занимаемся тщательным изучением доступных нам документов и материалов… Цель – максимально сузить район предстоящих поисков. Очень помогли бы нам кадры спутниковой съемки этой территории. Удалось заручиться помощью «Роскосмоса». Нам передали имеющиеся у них материалы, однако разрешение фотографий все-таки недостаточное для наших исследований. Есть надежда, что с использованием на российских спутниках более совершенного фотооборудования, мы сможем получить кадры, где разрешение будет около 1 метра. При такой деталировке уже гораздо вероятнее обнаружить интересующие нас следы пребывания людей на этом диком острове.
Еще раз повторю: организация поисковой экспедиции – дело будущего. А технические средства для нее есть. Это наши вездеходы-амфибии, на которых мы уже неоднократно предпринимали дальние рейды по Арктике – и по суше, и по льдам.
— Даже сейчас, 85 лет спустя тема поиска экипажа «Н-209» не уходит в тень, — подытожил Владимир Чуков. — Шесть летчиков во главе с Сигизмундом Леваневским и их трагически оборвавшийся перелет через полюс, – особая боль России. Эти люди – из числа первых героев страны, и наш долг найти место их гибели. Мы должны обязательно разгадать эту тайну – одну из самых знаменитых тайн прошлого века.