Отменить пятибалльную систему оценивания по творческим дисциплинам предложили в Госдуме Поделиться
Отменить пятибалльную систему оценивания по творческим и «требующим природных задатков» дисциплинам, таким как музыка, ИЗО, труд и физкультура, предлагают в Госдуме. Идея не нова — на ведомственном уровне это собирались сделать еще в 2003 году. В парламенте идея облегченного преподавания неосновных дисциплин всплывала несколько раз. Крайним был 2021 год, когда формально школам «зачет» разрешили. Сейчас велик шанс, что повсеместный переход на зачетную систему состоится.
тестовый баннер под заглавное изображение
О том, что по физкультуре, музыке, труду и ИЗО вместо пятибалльной системы оценок, возможно, введут зачетную, высказалась глава думского Комитета по просвещению Ирина Белых. «Не каждый ребенок может превосходно петь, и не каждый, кто, скажем, играет на фортепиано, может мастерски играть в волейбол или лазить по канату», — отметила предкомитета. И указала, что министерству предстоит «разработать критерии».
Отмашку очередному витку «зачетомании» касательно творческих дисциплин, физической культуры и труда на этот раз дал вице-спикер ГД Борис Чернышов. Еще в начале этого учебного года он предложил внедрить зачетную систему по неосновным предметам. Которые «не влияют на успехи в дальнейшем учебном и карьерном пути ребенка, при этом оказывают сильнейшее эмоциональное и психологическое давление на детей». Чернышов направил письмо на имя министра просвещения РФ, в котором писал и про успеваемость. Мол, дети и так волнуются из-за оценок в школе, а тут еще какие-то «тройки» по рисованию и труду.
А 4 июля по предложению думского Комитета по охране здоровья депутаты создали постановление, в котором рекомендовали школе означенную зачетную систему по 4 предметам. Перед тем хорошенько обсудив тему на правчасе «Об охране здоровья школьников и о развитии физической культуры и массового детско-юношеского спорта». В парламенте высказались не только думцы, но и министры спорта и здравоохранения РФ, замминистра просвещения РФ, они же и подписали постановление.
— Решение приняли очень объемное, — говорит эксперт в области образования, методист и преподаватель Анастасия Гордеева. — Там и про справки на физкультуру, про комиссии ПМПК (психо-медико-педагогические), чтобы родителей обязать ее проходить. Есть про детские спортшколы. И такой тоже подпункт имеется, чтобы министерству вместе с Рособрнадзором «проработать вопрос о целесообразности применения пятибалльной шкалы успеваемости обучающихся по образовательным предметам «Физическая культура», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Труд (технология)».
Понятно, почему в рамках новой Стратегии развития образования наказано оптимизировать школьную нагрузку, убрать «все лишнее», грубо говоря. Нельзя уменьшить число предметов или часы по стандарту. Но можно убрать отчетность, «загруз» у детей. Еще деталь — средний балл после окончания 9-го класса, по которому дети поступают в систему СПО (колледжи, техникумы, училища), на него эти дисциплины тоже влияют. А сегодня к СПО особое внимание. И выпускников старшей школы это может коснуться, ведь идут разговоры об интегральной оценке, где важен средний балл в аттестате, а не только ЕГЭ. И там плохие оценки по неосновным предметам, если останутся, могут сыграть отрицательную роль.
С одной стороны, многие, как и авторы «МК», в своем школьном детстве страдали из-за «троек» по музыке, или рисованию, или по спорту при общем хорошем аттестате. Не всех же при рождении музы посещают или природа одарила физически.
С другой, в современной школе плотно увязано все. Можно сказать однозначно, что дети будут довольны зачетами, администраторы, по факту, наверное, тоже. А вот предметники по данным дисциплинам — вряд ли. В новой системе оплаты труда учителя могут принять коэффициент «сложности предмета», и он будет низким. Вдобавок ученики просто забьют на «физры» и «рисования», мотивация к этим предметам упадет окончательно. Учителя в ответ тоже могут «забить», а могут выдать усиление активности в разных смотрах, на онлайн-платформах и конкурсах. Что, в свою очередь, совершенно не понравится родителям.
СПРАВКА «МК»
Решение о том, дабы сделать эти дисциплины неосновными, было принято в 2003 году Ольгой Васильевой на посту министра образования РФ. Далее планировалось ввести по ним систему «зачет/незачет».
В учебном году-2021–2022 было выпущено ведомственное постановление о новом порядке заполнения школьных аттестатов: по музыке, ИЗО и физкультуре в аттестате можно ставить «зачет/незачет». По физкультуре уточнение — зачетная система применяется, если ученик относится к специальной медицинской группе. В настоящее время таким подходом пользуются многие частные школы, и оценки по творческим и неосновным предметам там «ни на что не влияют».
В гимназиях императорской России различная гимнастика, рисование и музыка (хоровое пение) были факультативами наряду с фехтованием или танцами. Физкультуру включили в основную школьную программу времен СССР в 1920–30-е, когда начали развиваться система и нормативы ГТО. Музыка появилась в школе в 1940-е годы, труд — в 1950-е.