Баба — не человек: какова роль феминизма в современном обществе Поделиться
«Курица — не птица, баба — не человек». Обидная поговорка? Очень! Но это квинтэссенция причин возникновения феминизма и объяснение, почему женщины решили доказывать себе и всему миру, что они «человеки» и у них равные права с мужчинами.
тестовый баннер под заглавное изображение
К сожалению, сейчас слово «феминизм» стало почти ругательным. Далеко не всем понятно это явление и все его плюсы и минусы. К последним сразу отнесу возникновение в русском языке феминитивов: теперь вместо блогера нам рекомендовано говорить «блогерка» и «авторка» вместо «автора». Чудовищное надругательство, на мой взгляд, над великим и могучим!
Феминизм — это про равные права полов, поэтому феминистом может быть не только женщина, но и мужчина, который разделяет эти взгляды. Правда, феминистам стоит вспомнить о задумке Матери-природы, которая изначально создавала женщину более слабой. Мне лично совсем не нравится идея делать из дам путевых рабочих, которые таскают вручную шпалы.
Конечно, подобное и давнее равенство профессий в нашей, например, истории определено во многом военным наследием, когда страна тяжело восстанавливалась после Великой Отечественной, в которой сгинула большая часть мужского населения, а оставшимся матерям, женам и дочерям приходилось наравне с вернувшимися мужчинами поднимать и семьи, и народное хозяйство. Подобный трудовой подвиг женщины — лучшее подтверждение того, что ей все по плечу. Но вот надо ли оно ей?
Наверное, женщине надо чувствовать себя свободной и независимой, вопрос — готова ли она сама зарабатывать и нести ответственность за свое будущее и будущее семьи наравне с мужем? И не превратится ли она в жестокого командира или бездушного робота? В борьбе за равноправие женщины часто об этом забывают. А ведь равные права — равные обязанности.
Нам постоянно внушают, что феминизм возник в XIX веке. Чистая неправда. Ибо одними из первых феминисток были Лилит, первая жена Адама, сотворенная Богом из грязи и считавшая себя равной Адаму, и еще одна «плохая девчонка» Ева, которая на самом деле совсем не соответствует библейскому идеалу правильной и послушной жены. Лилит отказалась подчиняться Адаму и ушла от него, отстаивая свою свободу. А Ева не только нарушила законы рая, но еще и обманула мужа, подсунув ему яблоко. Общество жестоко наказало Лилит, превратив ее со временем в демоницу, которая ненасытна в своих желаниях и абсолютно аморальна. С Евой обошлись не лучше — ее выгнали из рая. И это повод задуматься над судьбой женщин на протяжении тысячелетий.
Женщины слабее мужчин физически, а потому их легче подавить. А еще проще сделать своей собственностью и командовать. Так происходило в Средние века, когда красавицы-ведьмы шли на костер толпами. Уже давно доказано историками, что часто отправляли их на смерть не только инквизиторы, но и завистницы-соседки. Однако постарались и мужчины. Не можешь получить — следуй принципу «так не доставайся же ты никому!». Как, например, в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»: несчастная девушка была вообще «не при делах», буквально проходила мимо похотливых мужиков и стала их предметом вожделения, за что они отправили ее на костер. А единственным сочувствующим ей оказался горбун. И именно в некоей убогости, униженности, ущемленности и подавляемости кроется причина взрыва под названием «феминизм», произошедшего почти два столетия назад.
Маскулинная политика и мизогиния проиграли движению непокорных женщин, котором надоело быть жертвами. Вот только не завело ли феминисток желание получить равенство в абсолютно всех правах в довольно сомнительные дебри?
Еще как завело! Лично мне совсем не нравится, когда мужчина, боясь обвинений в харассменте, не придерживает дверь и тяжелая створка летит мне в лицо. Как не нравится и самой тащить тяжеленный чемодан. Подобные перекосы предопределены отрицанием патриархальной культуры и системы гендерного неравенства, в которой женщина находится в подчиненном положении. Все так, однако надо помнить, что первые феминистки были вполне женственны, утонченны и боролись не с мужчинами, а с их привилегиями.
Мало кому известно, что первые суфражистки следовали моде и даже изобрели особые украшения, символику которых в 1908 году раскрыла Эмилин Петик-Лоуренс: «Фиолетовый — это королевский цвет, цвет королевской крови, которая течет в жилах каждой суфражистки, это инстинкт свободы и достоинства, белый — чистота в частной и общественной жизни, зеленый — цвет надежды и эмблема весны». Девизом суфражисток было: «Право голоса для женщин» (Votes for Women), что отражалось в цветах — зеленом (green — give — дайте), белом (white — woman — женщина) и фиолетовом (violet — vote — голос). Не правда ли, очень концептуально и остроумно, как и подобает истинной женщине? Более состоятельные дамы носили зеленые гранаты, хризолиты, бриллианты, жемчуг, лунный камень, аметисты, менее состоятельные могли любой камень заменить эмалью. Главное было сохранить три означенных цвета в украшениях.
Думаю, вы уже поняли, что истинные феминистки — вовсе не неуверенные в себе и обиженные мужчинами женщины, у которых не сложилась личная жизнь. Они смелые, умные, независимые, самодостаточные, ироничные, умеющие зарабатывать деньги. И главное — они не менторы и не агрессоры. Они не подавляют, а договариваются.
Первыми и основными требованиями борющихся за равноправие женщин было получение прав голосовать, учиться и работать. И эта цель была успешно достигнута феминистками так называемой первой волны в первой половине XX века.
Во время второй волны 1960–1990-х годов на первый план вышло «бытовое равноправие», идеи которого сформулировала Симона де Бовуар в книге «Второй пол». Она утверждала, что не существует женской природы как таковой, это всего лишь культурная установка, которой принято следовать в обществе, где существует «иерархия полов». В 1960 году шведская писательница Эва Муберг развила теорию де Бовуар, показав в эссе «Условное освобождение женщин», что нет женской и мужской ролей, а есть лишь одна-единственная роль человека, и, следовательно, в быту мужчины и женщины должны быть равны.
В этот же период американка Бетти Фридан обратила внимание общества на то, что «высшее счастье» для женщины — это не только быть любящей матерью и заботливой женой (сама она была и жена, и мать), а еще и иметь возможность образовательного роста, карьеры и самореализации.
Большим достижением второй волны феминизма можно считать отвоеванное женщиной право самостоятельно распоряжаться своим телом, решать (пусть и совместно с мужем), сколько детей она хочет иметь и стоит ли ей вообще вступать в брак.
Итог дискуссиям подвела шведский социолог Альва Мюрдаль, создав модель эгалитарной семьи, в которой все обязанности и заботы по дому делились поровну, а женщина избавлялась от двойственных функций. При этом, в соответствии с моделью шведского социализма, который по праву считается одним из самых «человечных в мире», бесплатная работа по уходу за детьми, больными и престарелыми должна была осуществляться при поддержке государства.
Третья волна феминизма пошла в 1990-е годы, и ее целью стало достижение равных прав женщин с… женщинами, поскольку феминистки неожиданно обнаружили, что женщин могут угнетать не только мужчины, но и сами представительницы слабого пола. Наконец-то был поднят вопрос о классовых различиях, при которых, например, посудомойки, работающие на износ, не могли понять аристократок, скучающих дома и на светских раутах. И стало понятно, что при формулировании задач движения необходимо учитывать расовую принадлежность и социальный статус.
Сейчас феминистки борются за равноправие в области оплаты труда (устранение так называемого стеклянного потолка зарплаты для дам), распределения семейных обязанностей и против домашнего и сексуального насилия. Достойнейшие цели!
Но, к сожалению, современному феминизму присуща агрессивность. Хотя участницы движения и раньше прибегали к радикальным методам борьбы. Так, английская вдова и мать пятерых детей Эммелин Панкхерст, создавшая Женский социально-политический союз (WSPU), была совсем не тихой, как лисичка из известного мультика. Под ее руководством добропорядочные гражданки поджигали здания, били стекла, приковывали себя цепями к перилам и взрывали бомбы. Многие женщины изучали боевые искусства и носили специальные длинные шляпные булавки, которые в случае нужды легко превращались в кастет, чтобы давать отпор насильникам и полиции.
Современные феминистки породили еще и понятие «харассмент». Домогательства действительно имеют место быть (и это совершенно возмутительно и должно быть наказуемо), но многие обвинения кажутся абсурдом. Ибо непонятно, почто жертвы так долго молчали, будучи известными людьми, а потом вдруг обрели речь? И, собственно, какие у них есть доказательства спустя десятки лет? И тут уже стоит подумать, как оградить мужчин от вполне возможной клеветы. Кроме того, что вообще называть харассментом? Когда женатый начальник заводит амуры с подчиненной, но при этом оба довольны, то кто виноват и что делать?
Часто говорят, что «женщина сильной становится от безысходности». Но вот становится ли она счастливее? Может быть, просто стоит жить так, как хочется самой, и просто получать радость от жизни?