Домой Общество Минпросвещения предложило ограничить домашнее обучение: родители выразили протест

Минпросвещения предложило ограничить домашнее обучение: родители выразили протест

280
0

«Законодатели просто издеваются»

Минпросвещения в очередной раз вынесло на общественное обсуждение документ, вносящий поправки в законодательство о семейном обучении. В прошлом году предлагаемые поправки уже были подвергнуты жесткой критике родительской общественности. Количество детей, находящихся на семейном обучении, ежегодно растет. Имеет ли смысл вносить поправки в законодательство, мы выяснили у родителей и экспертов.

Минпросвещения предложило ограничить домашнее обучение: родители выразили протест

По данным Минпросвета, в этом учебным году на семейном обучении находилось 16,5 тысяч детей и подростков. За год этот показатель вырос на 4 тысячи человек, а за два — на 9 тысяч. Причины ухода из школы у семей достаточно разные, как правило, это недовольство качеством образования, серьезные занятия спортом, частые переезды в связи с работой родителей. Некоторые взрослые перевели детей на семейное обучение в пандемию из-за низкого качества онлайн уроков в школе. В отличие от дистанционного (заочного) обучения при семейной форме образования полную ответственность за обучение ребенка несут родители. К определенной школе ученика временно прикрепляют только для сдачи промежуточной и итоговой аттестации. 

По мнению чиновников, поправки в соответствующее законодательство позволят сделать семейное обучение более качественным и минимизируют риски недостаточного контроля со стороны родителей. В частности, по новым правилам, школы, к которым прикреплен так называемый ребенок-семейник будут сами устанавливать количество и сроки промежуточных аттестаций. Сейчас это решение принимается с учетом мнения родителей. Предлагается также сделать обязательной аттестацию за начальную школу, ранее закон это не предусматривал. В законопроекте указано, что родители должны выбирать школу для прикрепления «на основе рекомендаций органа местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого они проживают». Кроме того, поправки ограничивают возможность перехода на семейное обучение в течение учебного года.

Петиция родителей против поправок в законодательство о семейном обучении собрала уже более 6,5 тысяч голосов. Помимо содержания законопроекта взрослых возмущает и тот факт, что на его общественное обсуждение отводится всего 16 дней.

— На мой взгляд, законодатели просто издеваются над родителями, — считает Оксана, самостоятельно обучающая двух сыновей. — Родители вынужденно забирают детей на семейное обучение из-за резкого снижения качества школьного образования. А государство стремится сделать жизнь таких взрослых только сложнее. По идее, семьям, где дети учатся дома, должна выплачиваться денежная компенсация, однако реально ее начисляют лишь в шести регионах страны. Детям-семейникам также не положены льготные проездные для проезда на общественном транспорте. Вместо того чтобы заняться решением этих вопросов, нас хотят ограничить в праве свободно учить своих детей. На мой взгляд, за всем этим стоит  передел влияния в сфере частных онлайн-школ. Новые поправки могут привести к тому, что количество школ, где возможна аттестация, резко уменьшится, да и новое правило о том,что нельзя переводить ребенка на семейное обучение среди года даже в контексте пандемии не очень удобно. Я знаю много родителей, которые отказались от школьных уроков в октябре, когда опять начался дистант.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Возрастные пациенты пластических хирургов назвали актера, на которого хотят походить

Председатель Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования Виктор Панин считает, что новые поправки преследуют только одну цель — усилить контроль за родителями, то есть в очередной раз «банально загнать людей в стойло».

«С точки зрения содержания в законопроекте нет и речи о защите прав детей. Чиновники хотят сформировать коридор, по которому строем проводить ребят, обучающихся вне школы, однако этот коридор может привести в тупик. В случае изменения законодательства может произойти резкое сокращение количества школ, к которым дети, обучающиеся дома, имеют право прикрепляться для аттестации. Это вызовет даже чисто технические неудобства, из-за перегруженности учебных заведений или неудобного месторасположения. При этом в ближайшее время количество детей-семейников, к сожалению, будет только расти. Качество образования в стране падает, снижается квалификация педагогических кадров, учителей и воспитателей. В результате родителям, которые обеспокоены будущим своих детей, приходится смотреть в сторону репетиторов и домашнего обучения. Конечно, хорошие школы и учителя еще остались, но с каждым годом их все меньше и на всех не хватает. Чиновники же вместо того, чтобы решать проблему с качеством школьного образования, предпочитают усилить контроль за родителями, которые пытаются дать детям нормальное образование вместо государства».