Домой Общество Пиротехник рассказал, кто виноват в убийстве оператора Алеком Болдуином

Пиротехник рассказал, кто виноват в убийстве оператора Алеком Болдуином

240
0

Американских спецов подвела квалификация: накажут того, кто нанял неумелый персонал, и мастера спецэффектов

Весь мир обсуждает трагедию, случившуюся на съемках вестерна «Rust» — «Ржавчина». 63-летний актер Алек Болдуин выстрелил из пистолета, который, как полагалось, был заряжен холостыми патронами. В результате смертельное ранение получила оператор картины Галина Хатчинс, также был задет режиссер ленты Джоэля Соусы. Спасти жизнь женщине врачам не удалось. О том, как подобное стало возможным, мы поговорили с известным российским постановщиком трюков, оружейником-пиротехником Глебом Локшиным.

Пиротехник рассказал, кто виноват в убийстве оператора Алеком Болдуином

Алек Болдуин

— Оборот охолощенного оружия, из которого стреляют холостыми патронами, или имитационных макетов оружия, применяемых на съемочных площадках, — это вечная и большая проблема. Причем, во всех странах, где снимается кино, — говорит Глеб Локшин. — У нас, в России, главные специалисты в этой области находятся на киностудии «Мосфильм». В закромах в этом цеху — огромная коллекция огнестрельного оружия. Я работал в этом подразделении несколько лет, эксплуатировал огнестрельное оружие на съемочной площадке.

по теме

— Это действительно — большие риски?

— Несомненно. И всегда есть вероятность того, что участники съемочного процесса могут быть травмированы. Поэтому к пиротехникам на картине предъявляются высочайшие требования. У них должна быть высокая квалификация. Нужно железно соблюдать правила техники безопасности, чем многие участники творческой группы нередко пренебрегают. И существует вечный конфликт между профессиональной командой пиротехников, которые отвечают за безопасность, и киногруппой, которая находится в постоянном творческом поиске. Им нужна реалистичная имитация боевых выстрелов. Эта проблема существовала всегда и везде.

— Казалось бы, в американском кинопроизводстве все продумано до мелочей…

— Конечно, у них самый большой оборот по оружию на съемочных площадках. Странно, что в такой индустриально развитой структуре не хватило квалификации, чтобы избежать трагедии. Это все-таки не боевые действия, а съемки. Явно произошло грубейшее нарушение. 

— В Сети «гуляют» ролики, где показано, как выстрел холостым патроном в упор сминает ведро, пробивает брезент, а также разносит вдребезги арбуз.

— Охолощенное оружие, или как мы говорим, холостое оружие, это — условный термин. Макет оружия, предназначенный для стрельбы холостыми патронами, несет в себе большую опасность. Это и несгоревшие мельчайшие частички пороха, и довольно ощутимая ударная волна, и раскаленные пороховые газы, которые распространяются на расстояние до 7 метров. Можно оставить людей без глаз, повредить технику и так далее. Отсутствие поражающего элемента в виде пули, конечно, снижает риски, но не до конца. Поэтому нужен профессиональный надзор за макетами оружия на съемочной площадке.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Сын Бари Алибасова рассказал о своем заработке на мойке в США

— В вашей практике на съемках случались инциденты?

— У меня за спиной — более 150 картин. И, конечно, были моменты, когда можно было причинить серьезный ущерб участникам съемочной группы. Но мы все четко просчитывали, перепроверяли. Поэтому травм ни у кого не было. Применяемое у нас в стране макетное, имитационное оружие сконструировано таким образом, что в них нет основных узлов и агрегатов оружия. То есть, согласно законодательству, выполнены все криминалистические требования. Применить боеприпас, содержащий поражающий элемент, то есть пулю, в принципе, невозможно. И, если случайно все-таки боеприпас попадет в патронник, в магазин, то оружие, скорее всего, будет разрушено при первой же попытке выстрела. И, конечно, такие макеты оружия не могут ни в коем случае появиться на съемочной площадке, тем более в руках непрофессионалов. Актеры все-таки далеки от прямого применения настоящего огнестрельного оружия.

— Сообщается, что Алеку Болдуину пока не предъявлено обвинение. Кто ответит за смерть оператора и ранение режиссера?

— У нас в стране за оборот оружия на съемочной площадке отвечает оружейник-пиротехник. К ответственности, в первую очередь, привлекут организатора, директора, кто нанял неквалифицированный персонал. И потом уже к ответу призовут непосредственного исполнителя — мастера спецэффектов, кто дал в руки актеру оружие. Потому что именно пиротехник должен знать, какой заряд там применен, чем закончится команда «мотор» и команда «начали». Этот человек целиком и полностью отвечают за безопасность всех устройств и спецэффектов на съемочной площадке. Что касается Алека Болдуина, который играет в фильме преступника, за голову которого назначена крупная награда, если он выполнил все инструкции, не нарушил технику безопасности, претензий к нему быть не должно. Контролировать исправность оружия, проверять его — это не зона ответственности актера.