Каждый третий россиянин мечтает найти под ёлкой новый гаджет Поделиться
Накануне Нового года многие компании заказывают исследования, что бы россияне хотели получить в подарок. Обычно полученные данные рознятся в зависимости от профиля заказчика, но в этот раз большинство пришло к одному выводу: лидируют смартфоны. А больше всего найти их под елкой мечтают дети. При этом по мнению специалистов, именно им они особенно вредны. Некоторые специалисты даже называют их «токсикофонами».

Annette Riedl/dpa/Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
Если верить исследователям, получить от близких на Новый год новый гаджет мечтает каждый третий житель страны (цифру вокруг 30% опрошенных получило большинство проводивших опросы). Прочие мечты россиян вроде ювелирных украшений и абонементов в фитнесы и салоны красоты по количеству отданных за них голосов не только существенно отстают, но и имеют явный перекос в сторону прекрасного пола. А вот о смартфонах мечтают преимущественно молодежь (в опросах лично принимали участие лишь россияне от 18 лет, а о заказах детей сообщали их родители).
По мнению экспертов, оценивающих изменение наших «подарочных мечт» за последние годы, предпочтения после пандемии в целом изменились (от материальных даров в сторону сертификатов и абонементов на онлайн-курсы и прочую пищу для ума и души), но только не в части гаджетов. Интерес к «умной» электронике лишь растет, а смартфоны опережают все прочие устройства. Отечественные подростковые врачи расстраиваются таким предпочтениям своей аудитории ежегодно, но в этом году к «титульному» вреду, о котором хоть раз слышал каждый (проблемы с глазами, осанкой, развитием и т.д), добавились новые предостережения, продиктованные временем. Наблюдения, проведенные за историю пользования смартфонами самыми маленькими, а ей уже около 10 лет (кнопочные телефоны в данном случае в расчет не берутся) показали, что так называемые «родившиеся со смартфоном в руках» имеют проблемы с речью и моторикой (двигательная активность организма или отдельных органов, а также последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи, разделяют крупную и мелкую моторику) чаще, чем их сверстники, которым родители не давали развлекаться со смартфоном с самых пеленок.
— Многие мамочки суют детям смартфон, начиная с коляски, — отмечает педиатр Наталья Соколова. – Мам, сидящих с малышом в одиночку, можно понять: ребенок отвлекается, давая маме возможность сделать какие-то домашние дела. Но, увы, никакие дела не стоят того вреда, который получают самые маленькие от игр с гаджетами. Причем сейчас мы говорим не о торможении развития, это касается детей постарше, пользуешься смартфонами осознанно – для игр, общения или учебы. Говоря о прочем вреде, многие родители вообще забывают, что смартфоны в большей степени, чем иные электронные игрушки, излучают неионизирующие электромагнитные волны. Производители уверяют, что такие волны безопасны для здоровья, но речь тут идет о взрослых пользователях. И даже в отношении их безопасности у медиков есть сомнения. Многие специалисты считают низкочастотные волны в диапазоне от 2 до 15 Гц опасными для человеческого организма, так как по частоте они совпадают с колебаниями молекул головного мозга, соответственно, могут на него воздействовать. Как именно, пока точно не изучено, в том числе и потому что это не в интересах влиятельных корпораций, производящих электронные устройства. Зато клиническую картину развития детей, с пеленок играющих в гаджеты, не скрыть даже им. Такие дети, по наблюдению коллег, развиваются медленнее. Те, у кого вместо игрушек смартфоны, к примеру, показывают более низкую способность к сложной моторике – у них хуже координация движений, проблемы с концентрацией внимания и ориентированием в пространстве с помощью всех органов чувств и бокового зрения. Сейчас модно рассуждать о так называемых «токсичных» подарках – сделанных со скрытым желанием уязвить или навредить. Жаль, что смартфонов среди них, хотя вред от них не предполагаемый, а очевидный.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) формулирует ответ на вопрос вреда гаджетов так: научные исследования не обнаружили убедительных доказательств того, что радиочастотное излучение смартфонов, включая период их зарядки, представляет опасность для здоровья человека. По мнению многих врачей, звучит не как утверждение, а скорее, как оправдание. Что вполне понятно, так как без гадежтов соврменнный человек обходиться не может, включая школьников. И если дошкольникам можно для связи купить кнопочный человек, то ученик школы без гаджета все равно не обойдется. Тем, кто все же планирует подарить близким мечту в виде смартфона, следует знать нормы его безопасного использования. По мнению врачей, детям с 2 до 5 лет можно давать гаджет не более чем на 1 час в день. Школьникам до 12 лет — не больше 2–3 часов в день, подросткам — по договорённости. А длительность по договоренности должна вытекать из знания родителями следующих важных моментов. Вред начинается, когда использование смартфона становится длительным, бесконтрольным, вытесняющим другие интересы и потребности. Злоупотребление чревато проблемами с глазами — долгое время, проведённое за экраном, может вызвать «цифровой глазной стресс» (сухость, покраснение глаз, боль и усталость). Нарушениями осанки и болями в шее и спине – обусловлено позой, в которой чаще всего используется смартфон. Снижение физической активности — когда время детей занято экранами, они часто проводят его в сидячем положении, что приводит к недостаточной физической активности. Нарушение сна — смартфоны, как правило, не выключаются ночью, что нарушает режим сна и детей, и их родителей. Проблемы с концентрацией и памятью — гаджеты предоставляют непрерывный поток информации, который ребёнок должен усваивать за короткие промежутки времени. Это способствует развитию поверхностного восприятия и снижению способности концентрироваться на длительных задачах. Что влечет за собой задержку в развитии когнитивных способностей — длительное время за экранами снижает способность ребёнка к самостоятельному решению задач, развитию критического мышления и творческих способностей. Социальная изоляция — длительное времяпрепровождение за экранами может привести к тому, что дети начинают избегать общения в реальной жизни. Виртуальная реальность предоставляет им мгновенные, но поверхностные связи, что мешает развитию полноценного общения и социальной адаптации. Если вы не можете совсем отлучить ребенка от смартфона, контролируйте время и информацию, которую он потребляет, для чего существуют цифровые инструменты родительского контроля. А чтобы минимизировать воздействие облучения, не забывайте, что смартфон рекомендуется держать на расстоянии от головы даже во время телефонного разговора, используя громкую связь. И никогда не кладите смартфон в постель, особенно, на уровне головы, даже себе, а ребенку и подавно.














































