В образовании уже работают замы по воспитательной работе, советники и вожатые Поделиться
О появлении в высшей школе новой структуры — патриотических центров по образцу и подобию центра, созданного в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ), — президент рассказал на Восточном экономическом форуме. Также в вузах с прошлого года рекомендована должность проректора по воспитательной работе. Что касается средних школ, там еще раньше появились замы директоров, а потом и советники по воспитательной работе. А в некоторых есть еще и вожатые. Так чем же занимаются педагоги на всех этих новых или возвращенных из прошлого должностях, как именно работают?
Фото: gazetahimik.ru
Конечно, площадки, подобные уже действующей в ДВФУ, — дело будущего. Тут не только организована сдача ГТО студентами или устроен военно-исторический музей, но и работают класс киберспортивных военно-тактических игр, интерактивная галерея, цифровой тир… И технически, и материально это непростая задача. Президент призвал не торопиться, чтобы такой центр «как следует работал». «Там нужны не только технические средства, но и специалисты, которые соответствующим образом, грамотно, на хорошем профессиональном уровне готовили бы будущих слушателей этих центров», — сказал Путин. И заметил, что вузам, у которых нет военных кафедр, нужно хорошенько подумать над созданием подобных центров.
Проректоры по воспитательной работе теперь есть во всех вузах. Где-то они просто «по воспитательной», где-то еще и «по молодежной политике», есть и «по связям с общественностью», «по методической работе», «по молодежным программам» и др. Собственно, из дополнительных «и» ясно, кого в универах выдвинули на должность из собственных рядов — историков-обществоведов, общественников, методистов или пиарщиков. Спектр обязанностей несколько размыт: тут и помощь в приемной кампании, и проведение различных акций, смотров, фестивалей, семинаров внутри и вне вуза. Есть и надзорная функция у должности, и некоторые проректоры усматривают ее как отслеживание «проявлений экстремизма, деструктивных проявлений». Еще замы по воспитательной в ВО могут контактировать с правоохранительными органами и вообще «мониторить проблемы студенческой жизни».
Впрочем, с появлением в вузах двух новых модулей, «Основы российской государственности» у первокурсников и «Обучение служением», возможно, деятельность замов ректора по воспитанию сосредоточится вокруг них.
Замы директора по воспитательной работе в школе тоже занимают немного неопределенную нишу. В перечне должностных обязанностей они отвечают за координацию «Разговоров о важном» и проведение важных мероприятий: ко Дню Победы, Дню национального единства и другим «красным» датам. На практике же на «замов по ВР», которые появились в школах в 2021 году, что только не навешивают.
— Обычно должность зама по ВР предлагают молодым педагогам, и отказы не очень-то слушают, — рассказывает учитель русского языка и литературы из Костромы Алина. — Многие соглашаются из-за доплат, но они везде разные, по области это 5–15 тысяч рублей. Мне платят 12, но, кроме РОВ, концертов и части «внешколки», я ничего не веду, все остальное на директоре. Но я знаю коллег, на которых как на замов по «воспиталке» сложили все, включая контрольные и подготовку к ЕГЭ. И еще просят координировать родителей, чтобы те ходили на собрания и праздничные мероприятия, участвовали в сборах, голосованиях на платформах… Прибавьте вал «воспитательной» отчетности, включая фото- и видеоотчеты с мероприятий. И планы воспитательной работы: годовые, с каждого классного руководителя, журналы и даже материалы педсоветов… И разные нормативы травматизма, работу с полицией и прочее.
Так, возможно, вторая должность «на схожую тему», советник директора по воспитательной работе, появилась не зря. Советников сначала обкатали в 2021 году в 10 регионах, затем внедрили в 45, а это уже полстраны. Считается, что цели специалиста на должности советника директора — организовывать внешкольные мероприятия так, чтобы дети вовлекались не в дворовую жизнь, хулиганство и шествия, а в Юнармию или «Движение первых», приобретали «духовно-нравственные ценности». А задачи выглядят так: «придумывать мероприятия в рамках федеральной повестки, оказывать методическую поддержку педагогам, вводить в школьную практику новые формы работы с детьми».
На практике это участие в нацпроектах и конкурсах не только федерального, но и местного уровня. И те же РОВ, методическая помощь учителям, внедрение «функциональной грамотности». Помощь со смотрами строя и песни, праздничными линейками и еженедельными подъемами флага. В общем, можно сказать, что советник по воспитательной работе дублирует зама директора по такой же работе, только с большим уклоном в идеологию.
И, наконец, вожатые в школах — былые педагоги-организаторы. Должность, которая не только была в школе раньше, но и есть как специальность в педвузах. Поэтому тут список обязанностей куда четче: педагог-организатор организует все дополнительное образование (ДПО): кружки, секции, школьные объединения, летние лагеря. И берет на себя школьную «движуху» вроде дней самоуправления, флешмобов, КВН и театров. Многих прельщал в этой работе минимум бюрократии. В некоторых школах такой специалист все это время и назывался вожатым для ясности. В других организатора в вожатого переименовали недавно. Теперь можно предположить, что «педагог-вожатый» станет правой рукой советника по воспитанию, чтобы помогать ему не только во внешкольной, но и в идеологической деятельности.