Недоступность банковских карт стала причиной очередного ущемления наших туристов Поделиться
В Юго-Восточной Азии, любимой российскими туристами, у местных пройдох возникла «русская» специализация. Причины просты: большинство россиян в поездках вынуждены пользоваться только наличными, ведь наши банковские карты не работают — и это породило новые способы «сравнительно честного отъема денег», как у Остапа. Те, кто только собирается к теплым морям, должны быть начеку.
тестовый баннер под заглавное изображение
Столкнувшиеся с тайскими курортными жуликами соотечественники уверяют, что, судя по реакции полицейских, к которым они обращались, курортные власти в курсе происходящего, но закрывают глаза — ведь жульничество мелкое. А заодно и поучительное, если нет иного способа бороться с недисциплинированностью северных гостей и их постоянными попытками «пролезть на халяву». Если верить откликам в Рунете, в ситуации, аналогичные описанным ниже, наши сограждане попадают также на индийских, вьетнамских и индонезийских курортах. Но если знать заранее, в чем именно подвох, можно себя обезопасить.
— Мы с дочкой взяли в аренду байк на один день в воскресенье, специально, чтобы съездить в центр острова на еженедельный найтмаркет (вечерний развлекательный сувенирный и кулинарный рынок, ориентированный на туристов, – прим. «МК»), — рассказывает Артур из Москвы, свозивший дочь-пятиклассницу на зимние каникулы на тайский остров Пхукет. — Такси и туктук (моторикша) туда воскресным вечером от нас стоит 1000 батов в одну сторону (около 3000 рублей), а приличный мопед можно взять вдвое дешевле на целый день. Выехали пораньше, осмотрели достопримечательности, приезжаем в Пхукет-таун, найтмаркет в самом его центре. Все окрестные улицы заставлены байками, никаких ограничивающих знаков нет. Нашли местечко, поставили свой и пошли гулять. Часа через два возвращаемся: на нашем байке цепь с замком, блокирующая колеса, к ней прикреплена какая-то бумага с текстом на тайском и на английском. Байки слева и справа от нас безо всяких цепей и извещений.
Следом, по словам россиянина, появляется очень пожилой и не понимающий по-английски таец в неоново-желтой жилетке – она единственное, что говорит о его принадлежности к дорожным службам. И начинает знаками объяснять, что с прикрепленной бумагой следует проехать в полицию и оплатить штраф в 500 батов. Но пешком туда не дойдешь, надо ехать.
— А как поедешь, если колеса на замке? – продолжает Артур. – И тут становится ясно, зачем дед в желтой жилетке там караулит. Его бизнес – доставить владельца заблокированного байка в полицию, где он оплатит штраф в 1,5 тысячи в рублевом эквиваленте, то есть, стоимость аренды самого байка на весь день. При этом сам дед просит столько же за доставку в полицию и обратно к байку. Теперь представьте, что вы в незнакомом месте, без знания языка, на дворе поздний вечер, 11-летний ребенок устал и хочет домой, а к дому еще рулить часа полтора по темной гористой местности. И байк там не бросишь, взяв такси, потому что и штраф этот, видимо, будет расти по часам, и прокат байка после полуночи начнет отсчитывать новые сутки. А главное, ты не понимаешь, за что тебя заблокировали, если соседи слева и справа стоят как ни в чем не бывало?!
Из этих соображений Артур отдал тайскому дедушке 500 батов, за которые он на своем таком же байке доставил их с дочкой в отделение дорожной полиции, которое и впрямь оказалось не близко. Плюс не имело никаких опознавательных знаков, так что едва ли какой-нибудь турист в состоянии найти его самостоятельно. Штраф и впрямь оказался полтысячи батов, его быстро приняли и выдали квитанцию, сопроводив разъяснением на английском, что «вы заняли место для велосипедов». Но на вопрос Артура, где в таком случае запрещающие знаки и почему тогда не «арестованы» соседние байки, ответили вопросом: «А водительское удостоверение при вас?»
Водительские права, выданные в РФ, в Таиланде не признаются: полиция вправе потребовать от управляющего арендным мопедом туриста удостоверение международного образца с открытой категорией А – мотоциклы. Такого почти ни у кого из наших нет, и у Артура тоже, поэтому на этом вопросе он покорно удалился. Тайский «дед» довез их с дочкой назад к байку, все еще запертому на замок, с помощью пантомимы показав, что сейчас кто-то подъедет и его отопрет, после чего сел на свой транспорт и скрылся.
— Отпирающий полицейский появился только через полчаса, — делится Артур. – Подъехал не торопясь, когда мы с дочкой уже озверели сидеть на бордюре возле нашего арестованного железного коня, зато уже чин по чину – в форме, с табличкой, на патрульной машине, а главное с ключом от нашего замка. Пока его отпирал, выяснилось, что он еще и по-английски говорит. И я его стал спрашивать, как мы должны были узнать, что это место для велосипеда? И что за система доставления нарушителей в отделение с помощью какого-то подозрительного деда? А он мне так спокойно: мол, если с одной стороны велосипед уже стоит, байк рядом ставить нельзя, потому что мест для велосипедов всегда 4 подряд. Где знак? А зачем знак, это и так все знают. А соседей не заблокировали, потому что они уже позже подъехали и из-за вашего байка велосипеда не увидели. Они ни в чем не виноваты, это вы их дезориентировали. А дед доставляющий – это мы так своим пожилым даем подзаработать, и туристам доброе дело, и нам не торчать у каждого заблокированного байка, и дедуле на прокорм. Какие 500 батов?! Ни в коем случае, их такса 100! А раз вы дали больше, это ваша проблема, надо было уточнить. Но если хотите, напишите заявление в полицию, но только если запомнили номер его байка, а то как мы его найдем?!
На следующий день, обсудив свое приключение в тематическом чате, Артур узнал, что «жертвой замка и деда» пал не он один. Но добиться справедливости в данном случае почти невозможно: места для велосипедов на тайских улицах действительно есть, а что они в месте вашей парковки никак не были обозначены, еще придется доказать. Дедушка-байкер берет за извоз в околоток и обратно по средней цене байк-такси для центра города – 100 батов. Но каждый клиент вправе дать понравившемуся байк-таксисту на чай. А то, что вы переплатили ему 400 батов лишних, потому что он вас обманул, доказать почти невозможно, так как между вами был языковой барьер. Постоянно живущие на Пхукете соотечественники предполагают, что они не имеют надлежащего водительского удостоверения и арендуют байки в нелегальных прокатах, потому что там дешевле. Но наказывать их конкретно за эти деяния крайне сложно, так как требует безналичного расчета, россиянам недоступного, а также может «отрицательно сказаться на турпотоке».
Юристы из соотечественников, зарабатывающие в Таиланде защитой прав своих сограждан, считают, что защитить себя нашим туристам поможет информированность и бдительность.
По примерно такому же принципу, «около закона», работают также лже-гиды и лже-прокаты, — предупреждает юрист Юлия Пак. – Лже-гиды подходят к россиянам в местах скопления туристов, преимущественно возле официальных турбюро, где вывешены анонсы экскурсий и предлагают ту же услугу вдвое дешевле на условиях предоплаты налом. А получив заветную тысячу батов, без которой турист, как они считают, не обеднеет, а они на них накормят семьи, выдают «ресит» (чек) и назначают место сбора экскурсантов. В назначенный час никто за туристами не приезжает, а «ресит» в его руках оказывается филькиной грамотой. Лже-прокатчики предлагают за полцены водные и сухопутные средства – от мотоциклов до гидроциклов, а потом могут обвинить клиента в том, что он превысил время аренды (испортил инвентарь, пытался похитить оборудование и т.д.). Во всех случаях доказать, что этого не было, очень проблематично, большинству россиян легче расстаться с кровным «кэшем», хоть они рассчитан по дням поездки. Но это, можно сказать, «месседж» нам от курортных властей: пользуйтесь только легальными услугами, не экономьте на собственной же безопасности.